newsMAN

media_changes


Технологии и инновации в медиабизнесе


Previous Entry Share
Заблуждение 2. Конвергенция или интеграция
blue
xuxachka wrote in media_changes
Термин «конвергенция» употребляется сегодня практически всегда, когда разговор заходит о новых организационных формах журналистики. При этом, порождаемая им картина настолько различна у разных людей, что анализ этой концепции становится невозможным даже в рамках одной менеджерской команды, не говоря уже о проработке реальных бизнес-процессов современной журналистской структуры.
Между тем, термин вполне конкретен и теперь уже может быть использован больше в описании исторических аспектов трансформации медиа, нежели в практической работе по проведению изменений в ньюсруме.

Дело было так. В недалеком медийном прошлом, в котором слово «медиахолдинг» означало компанию, владеющую различными медийными организациями, способными выпускать совершенно конкретный продукт – газету, журнал, телеканал, радиостанцию, – все было просто и ясно. Один продукт – одна редакционная структура. И, вне зависимости от используемых бизнес-моделей, все было вполне пристойно в финансовом отношении.

Появление интернета привело к созданию веб-сайтов медийных компаний построенных на базе той же парадигмы – веб-сайт, как продукт – еще одна редакция. Я, конечно, не имею ввиду доморощенные варианты автоматической заливки на сайт готовых материалов издания, которые нет смысла обсуждать.
Первые попытки подумать о синергетических возможностях медиахолдингов случились во время медийного кризиса начала нулевых. Идея была проста: а пусть люди из различных наших редакций сотрудничают друг с другом. Обмениваются материалами, присутствуют друг у друга на планерках, продвигают друг друга, публикуются в различных изданиях и т. д. Эту идею и стали называть конвергенцией ньюсрумов. (Видимо, отсюда в русскоязычный издательский мир и проник совершенно нелогичный термин «конвергентный ньюсрум».)

Но уже во второй половине нулевых стало ясно, что эта концепция не оправдывает ожиданий. Причин тому было множество, но главная состояла в том, что не была изменена основная парадигма медийных моделей – продуктом, по-прежнему, оставался упакованный в брендированную оболочку набор контента, а не сам контент. Естественно, это не привело к каким-либо существенным изменениям для потребителя, который в тот момент уже мог находить контент самостоятельно и бесплатно.
Конечно, нельзя говорить, что конвергенция бесполезна вовсе. Пример издательского дома «Коммерсант» показывает безусловные плюсы взаимодействия журналистов газеты и радиостанции. Однако это была не та идея, которая позволила бы медиакомпаниям совершить прорывом.

Следующей эволюционной формой новых медийных организаций стала идея интегрированного ньюсрума. Собственно, этот процесс стал следствием по-настоящему революционной переоценки ценностей в медиа, нового отношения к продукту медийных компаний.

Фраза «контент в фокусе» отразила новое отношение издателей к тому, что раньше являлось продуктом – газете, журналу, веб-сайту. Эти вещи стали рассматриваться как платформы для распространения контента – главного продукта медиакомпаний. При таком подходе истории стали пониматься как совокупность материалов, обладающих разными свойствами, и доставляющихся потребителям через различные платформы в соответствии с этими свойствами. Кроме того, история должна была фрагментироваться для потребителя в течение всего времени, пока она находится в своем естественном развитии. А реакции и комментарии читателей/зрителей на публикации должны сами по себе становиться частью истории и являться одной из основ для ее развития.

Такой подход требует совершенно иных процессов в ньюсруме. Принципиально важно построить организацию так, чтобы один ньюсрум был в состоянии производить все виды контента и дистрибутировать его через различные медийные платформы. Причем, построить так, чтобы появление новых платформ для дистрибуции, как временных, так и долгосрочных , не приводило к качественным изменениям процессов и структуры организации.

Насколько мне известно, первой такой компанией стала датская Nordjyske Medier. Их презентация на конгрессе WAN в Дублине в 2003 году многих заставила сильно задуматься. Лично для меня это событие стало переломным для понимания дальнейших путей изменений в медиа.

При всей очаровательности идеи интеграции ньюсрума и всех преимуществах, которые она дает, конечно же, существуют и серьезные препятствия на пути реализации подобных трансформаций, но это тема для более детального рассмотрения.

Сейчас же просто хотелось сказать: давайте называть кошку кошкой, давайте конвергенцию называть конвергенцией, а интеграцию — интеграцией. В противном случае, можно столкнуться с большими рисками и проблемами при проведении изменений в медийных компаниях, что не так уж редко и происходит.

Автор - Леонид Цодиков

?

Log in