newsMAN

media_changes


Технологии и инновации в медиабизнесе


Previous Entry Share Next Entry
Заблуждение 1. Мультимедийность = многофункциональность или смерть универсального солдата
рука
xuxachka wrote in media_changes
Эта заметка - первая из серии публикаций, посвященных основным заблуждениям, бытующим на медийном рынке.

Очень часто дискуссии об организации мультимедийных ньюсрумов сводятся к обсуждению вопроса о том, способен ли один журналист выполнять роль автора статей, фотографа, видео оператора, монтажера, ну и по ночам немного шить… Более того, у многих в головах этот вопрос является основным критерием отнесения того или иного ньюсрума к мультимедийному или работающему в традиционном процессе. Еще хуже появление школ, курсов и других образовательных программ, где в неокрепшие, восхищенные светлым цифровым будущим умы юных журналистов гвоздями вбивается мысль, что если ты умеешь все – ты мультимедийный журналист.

Большинство людей, действительно, не способны одинаково хорошо писать, добывать информацию, снимать фото или видео, работать в кадре, и поэтому медиаменеджеры, в массе своей будучи людьми реалистичными и прагматичными, мягко говоря, скептически относятся к идеям мультимедийной журналистики.

Между тем, все прекрасно понимают, что современному человеку недостаточно рассказать историю, написав «много букф» и снабдив ее парой снимков, как-то связанных с текстом по логике редактора, и быстренько найденных в залежах фотохостингов. Ему необходимо показать видеокартинку, дать послушать фрагменты интервью, креативно изобразить ту часть истории, которую можно изобразить, и ясно, читабельно и кратко написать то, что изобразить невозможно.

Рожденное на ровном месте противоречие между необходимостью распространения мультимедийных информационных форм и невозможностью функционирования журналиста в вышеописанном «мультимедийном» понимании приводит к глубокому ступору в мозгах далеко не глупых людей и естественно рождающейся стратегии: «поживем – увидим». А время со скоростью бесшумного «Сапсана» проносит мимо возможности изменений, которые могли бы стать залогом успешного возрождения.
Однако безумная многофункциональная концепция не имеет хоть сколько-нибудь существенного значения для понимания организации мультимедийного ньюсрума.

Способность ньюсрума производить мультимедийные истории обусловлена, во-первых, наличием талантливых людей различных специализаций, прекрасно делающих то, что они умеют делать лучше всего. И, во-вторых, и это самое существенное, способностью к объединению своих умений, в рамках создания мультимедийной истории, в одну «микропроектную» команду. Эта способность должна присутствовать на уровне инстинкта, быть насущной необходимостью.

К сожалению, традиционная журналистика рождала и рождает противоположные навыки. Люди, как правило, больше мотивированы на создание бренда «Я любимый», нежели того информационного бренда, который они призваны делать лучшим в мире.

Отсюда следует, что задача построения действительно мультимедийного ньюсрума сводится к созданию такой организационной среды и такой системы мотиваций, которая даст возможность способным к этому людям творить в теснейшем и постоянном сотрудничестве друг с другом, создавая выдающиеся мультимедийные истории для любых медийных платформ.

Задача, конечно, тоже непростая, но выглядящая куда более реалистично, чем необходимость обвесить журналиста двадцатью килограммами аппаратуры и заставить его этим пользоваться.

(c) Леонид Цодиков

?

Log in