newsMAN

media_changes


Технологии и инновации в медиабизнесе


Previous Entry Share Next Entry
айпад-приложение Wired
рука
xuxachka wrote in media_changes
Information Architects Inc. в своем блоге оценили айпад-приложение Wired с точки зрения дизайна и юзабилити, сделав достаточно резкие выводы (настолько резкие, что завязалась дискуссия с создателями шрифтов для приложения и с креативным директором NY Times Online; дискуссию можно прочитать в конце основной записи). Здесь я привожу текст поста с незначительными сокращениями, однако большинство картинок осталось в оригинальной заметке.


Сначала бумажный журнал запихнули в формат маленького айпада. В виде PNG слайд-шоу. Чтобы компенсировать недостаток интерактивной логики, эту красивую упаковку дополнили слащавой навигацией. В конце приправили внутренними гиперссылками, добавили пару видеороликов и присолили аудиофайлами («интерактивность»). А потом начали его продвигать. И продали 24 000 копий за сутки. Вот черт. Девяностые возвращаются.

Хорошие картинки говорят сами за себя, но текст — это совершенно другое. Требуется хорошо поработать и над стилистикой и над типографикой, чтобы он стал делать то, что и должен делать текст: коммуницировать. А на экране это еще труднее.

Одна или две колонки? Это не дело вкуса

Айпад, как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентации дает возможность оставить большое количество воздуха, оставив комфортной ширину колонки. Так почему это не использовать? Имея половину размера печатной полосы и наполовину худшее разрешение,то есть, четверть от степени детализации, возможной на печатной полосе, вы просто обязаны поменять правила игры. Колонки на айпаде не работают, потому что:

1) они фрагментируют текст
2) они заставляют вас использовать маленький шрифт или непропорционально увеличивать количество разрывов строк, провоцируя нервирующее чтение зигзагом
3) разбивая длинный текст на несвязанные страницы, вы усложняете ориентацию и взаимодействие (как читать? проматывать вниз или перелистывать вправо?)
4) они требуют больше переносов
5) они возвращают вас в «как бы бумагу», к четко ограниченному пространству страницы
6) они создают большое количество моментов неопределенности - «И что теперь?»
7) они усложнают мысленную модель навигации: например, что будет, если я прокручу вправо на вторую страницу статьи? я действительно попаду на вторую страницу? или я попаду на первую страницу следующей статьи?



Давайте признаем очевидное: при текущем экране и разрешении айпада использование верстки в несколько колонок для длинных текстов — это сентиментальный нонсенс. И чем больше колонок вы используете, тем хуже.


Дорогой бумажный дизайнер...

Шрифты, которые работают в принте, совершенно не обязательно будут работать на экране, так как сглаживание делает их отображение нестабильным. Приложение Wired просто переполнено разными шрифтами. Это, быть может, обрадует создателей шрифтов, но далеко не всегда сделает счастливым читателя.

1) Нельзя использовать неэкранные шрифты для айпада, если только речь не идет о совсем большом размере (но большой размер провоцирует другие проблемы). Рендеринг шрифтов на айпаде ужасен. И вам с этим ужасом работать, если вы хотите, чтобы люди читали ваш контент.
2) Вообще говоря, использовать разные шрифты это как писать длинные предложения. Не делайте этого, если вы не уверены, что полностью контролируете финальные внешний вид. Плохая новость: на айпаде вы не можете полностью контролировать шрифт, разрешение убивает всякую деликатность. Такая комбинация шрифтов отлично смотрелась бы на бумаге, она нормально смотрится и на экране компьютера, но на айпаде все слова сливаются (a grzing snail eats a bird):



Орнамент и преступление

На бумаге графика — дело вашего вкуса и бренд-бука. На экране айпада орнамент становится вводящей в заблуждение мешанину.

1) На маленьком экране с разрешением старенького дисплея 640 х 480 графические элементы воруют у вас важное пространство экрана; из-за повышенной плотности точек разрешение 1024 х 768 ощущается как сильно меньшее
2) Широкая черная рамка самого айпада создает клаустрофобическое ощущение, если вы растрачиваете пространство экрана на что-то другое, кроме контента и воздуха, экран зрительно становится еще меньше
3) Навигация в электронных девайсах не так проста, как переворачивание бумажнх страниц. Каждый элемент на экране, не имеющий прямого смысла или не являющийся очевидным элементом структуры, может быть установлен как элемент навигации. Как только пользователь понимает, что это просто «бантик», этот элемент становится для него «слепым пятном». Как только это произошло, точно так же он перестает замечать важные элементы навигации. (Ну вот кто бы мог подумать, что в приложении Wired слова, подсвеченные желтым, это внутренние гиперссылки?)

Интеграция с рекламой

Хотя я аплодирую тому, как они сделали полноэкранную рекламу вместо раздражающих баннеров внутри контента, все-таки у приложения для Wired есть и проблемы с интеграцией рекламы:

1) Редакционную часть сложно отделить от рекламы. Во многих случаях, особенно когда реклама на несколько страниц, не дается никакого визуального ключа, что это рекламный модуль на несколько экранов. На каждый отдельный экран нужно взглянуть дважды или трижды, чтобы понять, реклама это или редакционный контент, иногда для этого нужно даже сделать несколько скроллов. И это не только вопрос дизайна, но и журналистики в том числе.
2) 5 баксов (цена одного номера айпад-приложения Wired) за набор плоской графики это очень много (не говорите мне, что вставив видеоролики, аудио и внутренние гиперссылки, вы сделали «интерактивность»). Если 75% этой графики — реклама, я начинаю чувствовать себя идиотом. Я заплатил 5 баксов за то, чтобы посмотреть на веселенькую навигацию к паре рекламных модулей с нечитаемыми кусками контента. Серьезно?

Похоже, что большинство проблем, которые я обозначил (ширина колонок, выбор шрифтов, бумажная парадигма), а также много других, о которых я тут не говорил (невозможность сккопировать и вставить, отсутствие зума) — результат использования InDesign, программы, заточенной под дизайн бумажных продуктов.

Стив Джобс был прав (опять)

Мы должны использовать оригинальные инструменты для создания айпад-приложений, и не потому, что Стив Джобс так сказал, а потому что эти инструменты создают продукты с из плоти и крови, то есть, с пониманием целей, потенциала и ограничений технологии, заложенной в айпаде.

Успех Wired на запуске не удивителен, это результат слепой приверженности бренду («это WIRED, оно выглядит как WIRED, так что оно должно быть так же хорошо, как и WIRED»), а также журналистского мнения, выдающего желаемое за действительное, что было прекрасно подытожено хвастливым (в оригинале - bullshit) маркетинговым языком 90-х в блоге Adobe: "будущее журналов уже настало".

Нет, не настало. Будущее никогда не бывает «уже наставшим». И будущее журналистики это совершенно точно не набор баннеров с видеороликами, экспортированный из программы для дизайна бумаги.

upd: Еще по теме приложений для айпада: известный эксперт по юзабилити, Якоб Нильсен, выпустил недавно отчет по юзабилити-тестам айпада; 93-страничный отчет на английском языке можно скачать здесь.

?

Log in